Антикварам стало тесно. А как все начиналось! Разве мог кто-либо 10 лет назад, когда два-три десятка участников помещались на
маленьком пятачке второго этажа, представить, что антиквары займут все три этажа ЦДХ. Даже за неудобья, до которых доходят только самые настырные посетители, новые экспоненты боролись довольно активно. Да, понятно, антикварный бум: в дилеры идут все подряд (благо и лицензирование отменили), покупателей то
же с каждым годом становится все больше. Но ведь другие антикварные выставочные проекты практически не востребованы и не пользуются успехом у торговцев стариной. Значит, не зря «Экспопарк» в свое время затеял весь этот сыр-бор. А впереди у нас еще одна выставка-продажа — «Рождественская». Пока участников-антикваров всего два-три десятка. А что будет лет через пять? Усматриваете аналогию?
Жаль только: Салон «Первые имена» не состоялся. Но это не вина «Экспопарка», а беда потенциальных участников и принципиальность экспертов — по-настоящему классных вещей на нашем антикварном рынке не так уж много. А что появляется — моментально раскупается любителями старины, если, конечно, цена разумная. И это вполне укладывается в общую ситуацию с антиквариатом — брать качеством, а не количеством.
Еще одна тенденция этого года — рост цен на всяческие забавные мелочи, причем интересуются ими весьма серьезные покупатели, которые раньше покупали исключительно «монументальный» антиквариат. Логического объяснения этому явлению нет: видимо, в атмосфере что-то творится. С другой стороны, уменьшается спрос на живопись, и это вполне объяснимо: резко упало доверие покупателей к экспертным заключениям, а за полотно без бумаг или с атрибуцией сомнительного свойства платить немалые тысячи мало кто захочет.
Однако самое главное, что показал уходящий год, — рост общественного интереса к антиквариату и предметам старины. Антикварные странички на ТВ, детективы с антикварным антуражем, публикации в центральной, региональной прессе и виртуальном пространстве, наконец, появление целого ряда специализированных изданий. Тоже тенденция. И если на российском антикварном пространстве в самом начале XXI века наш журнал был первым и единственным, то теперь у нас есть последователи-преследователи. А значит, для того, чтобы оставаться первыми в этом издательском сегменте, нам надо работать еще лучше, совершенствоваться. Надеюсь, читатели, которые выбрали наш журнал, не будут разочарованы и в наступающем году. С легким сердцем обещаем им новые интересные, а главное, полезные с практической точки зрения материалы.
Главный редактор
Григорий ПЯТОВ
Антиквариат 2003 12(13) декабрь 2003